Что такое ГБЦ: устройство и функции

Конструкция силового агрегата автомобиля усложняется с каждым годом. Появляются дополнительные узлы, системы, о которых даже и не думали с десяток лет назад. Однако в любом случае в двигателе всегда есть две главные корпусные детали: блок цилиндров и его головка. Именно они испытывают наибольшие нагрузки. Поэтому ремонт ГБЦ и блока цилиндров – совсем не редкость.

Как устроена ГБЦ

Головка включает в себя элементы, отвечающие за образование топливной смеси и подачи ее в цилиндры. Также внутри устанавливается газораспределительный механизм (ГРМ). Это вал и клапана. Для изготовления ГБЦ используют чугун или алюминиевый сплав. Устанавливается она над блоком цилиндров, крепится посредством резьбовых соединений. При этом затяжка болтов производится строго в определенном порядке и с конкретным усилием посредством динамометрического ключа.

Внутри ГБЦ имеется множество каналов, по которым проходит охлаждающая жидкость. Сбоку ГБЦ – специальные резьбовые отверстия: в них вворачиваются свечи зажигания. Также на головке может быть и другое оборудование, что зависит от типа силового агрегата. Спереди ГБЦ предусмотрено специальное место для посадки звездочки, на которую надевается цепь. В иных случаях устанавливается шкив под ремень. Такая конструкция (привод) обеспечивает работу газораспределительного механизма. На противоположной стороне от свечей зажигания имеются специальные патрубки, по которым в головку попадает охлаждающая жидкость.

Особенности расположения ГБЦ

На рядных двигателях имеется всего одна головка, на V-образных две. Где находится ГБЦ? На старых автомобилях она располагается прямо под карбюратором. В современных машинах найти ее сложнее, т. к. ГБЦ закрыта навесным оборудованием и пластиковой крышкой.

Функционирование

Свою работу головка начинает в момент пуска силового агрегата. Распредвал своими кулачками нажимает на клапана через коромысла. Иногда посредником служит штанга (чаще всего в двигателях грузовых автомобилей). Далее клапан опускает в камеру, образуя щель, в которую впрыскивается топливная смесь, воспламеняющаяся от искры свечи зажигания. Под давлением поршень опускается вниз и поднимается вверх. Затем открывается выпускной клапан и через получившуюся щель отработанные газы выходят в выхлопной коллектор. Потом процесс повторяется.

Чтобы этот узел служил долго, в первую очередь необходимо соблюдать температурный режим. Его нарушение приводит к пробою прокладки, в худшем случае короблению ГБЦ, что исправить можно шлифовкой головки блока цилиндров. Также имеет значение своевременное обслуживание в виде регулировки зазора в клапанах.