Когда необходима и как выполняется замена втулок распредвала

Втулки (вкладыши) выполняют роль подшипников скольжения распредвала. Постоянное трение способствует износу внутренней поверхности втулок, положение усугубляется плохим поступлением смазки, а также попаданием в зазор твердых микрочастиц, которые действуют как абразив. Редко какой автолюбитель решится на самостоятельный ремонт ГБЦ, а вот замена вкладышей считается простым делом, с которым справится кто угодно. Однако это не так, даже имея все необходимые инструменты и действуя по инструкции, можно ошибиться с величиной зазора, что приведет к быстрому выходу детали из строя и необходимости повторной замены.

Осмотр втулок

1 0109
1 0109

Определить, когда необходима замена вкладышей распредвала, можно визуально. Для этого нужно извлечь распредвал, снять втулки и осмотреть их внутреннюю поверхность. Если слой внутреннего антифрикционного сплава истончился, на нем имеются царапины, трещины, а тем более если он отслаивается от металла и крошится, то вкладыш пора менять. Когда явных дефектов нет, то необходимо померить зазор между вкладышем и шейкой распредвала. Если зазор превышает допустимый предел, указанный в инструкции, то втулка также подлежит замене.

Замена вкладышей и контроль зазора

Перед извлечением распредвала для замены втулок необходимо выставить поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку такта сжатия — в противном случае не будет обеспечена правильность установки фаз газораспределения. После снятия клапанной крышки и крышек постелей снимается распредвал и вкладыши. При замене последних обратите внимание, чтобы совпали отверстия масляных каналов втулки и картера. После установки новых вкладышей необходимо замерить величину зазора между ними и шейкой распредвала. Для этого в зазор вставляют калибровочную проволоку и зажимают постель распредвала с усилием, указанным в мануале. Затем болты ослабляют и извлекают проволоку. Измерив микрометром ее расплющенный конец, определяют величину зазора. Он должен соответствовать указанному в инструкции, в противном случае будет наблюдаться масляное голодание из-за недостаточного поступления либо утечки масла.

Часто для обеспечения оптимального зазора требуется выполнять расточку втулок, что автовладельцу трудно сделать самостоятельно. Поэтому лучше всего по поводу замены втулок распредвала, шлифовки головки блока цилиндров и других автослесарных работ обращаться к специалистам.